Наставничество

Целевая модель наставничества (ЦМН)

 Целью   наставничества  в  школе  является  максимально  полное  раскрытие  потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации  в  современных  условиях  неопределенности,  а  также  создание  условий для  формирования   эффективной  системы  поддержки,  самоопределения  и  профессиональной  ориентации  всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования  и молодых специалистов МБОУ  Погарская СОШ №2.

Задачи внедрения целевой модели наставничества:

  • Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
  • Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в   профессии педагогических кадров;
  • Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
  • Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Основные понятия:

Наставничество —  универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,  метакомпетенций  и  ценностей  через  неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма  наставничества пособ  реализации  целевой  модели  через  организацию  работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа  наставничества  — комплекс  мероприятий  и  формирующих  их  действий, направленный  на  организацию  взаимоотношений  наставника  и  наставляемого  в  конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый  —  участник  программы  наставничества, который  через взаимодействие с наставником  и  при  его  помощи  и  поддержке  решает  конкретные  жизненные,  личные  и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник —  участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор  -сотрудник  школы,  осуществляющей  деятельность  по  общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 

Благодарный выпускник — выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Документы федерального уровня

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для  организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися  »  (скачать) 
 Метод.рекомендации.pdf (скачать) 
 
Документы регионального уровня
 

Приказ № 1479/1 от 25.10.2021 г. «Об утверждении целевой модели наставничества для организаций,осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом »

Приложение к приказу № 1479/1 от 25.10.2021 г.  «Целевая модель наставничества…»

Документы муниципального уровня

Приказ № 93/2 от 16.08.2021г. «Об утверждении положения о наставничестве на территории Погарского района»

Документы уровня образовательной организации

Приказ № 151/1 от 26.08.2021г. «Об  организации наставника молодому специалисту в 2021-2022 учебном году»

Приказ № 152/1 от 26.08.2021г. «Об утверждении типовых документов по организации внедрения целевой модели»

Приказ № 164/1 от 01.09.2021г.  «Об организации наставничества, о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества»

Приказ № 199/1 от 06.09.2021г. «О реализации наставничества в форме «ученик-ученик»»

Положение о наставничестве в МБОУ Погарская СОШ №2

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества  в МБОУ Погарская СОШ №2

План работы с молодым специалистом на 2021-2022 учебный год

Индивидуальный план развития под руководством наставника. Форма наставничества: «Ученик — ученик»

Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества

Тест по самооценке «Навыки наставника»   

 Кодекс наставника